Как детские запреты превращаются во взрослые проблемы

Автор текста: Татьяна Питухина

  • Клинический психолог — психотерапевт, женский сексолог
  • Член Российской Ассоциации психотерапевтов и психологов и городской Ассоциации
  • Руководитель психологической гостиной «Искусство жить» в городе Тольятти.
  • Имеет более 30 сертификатов, удостоверений и свидетельств, подтверждающих специализации по различным направлениям индивидуальной и групповой психотерапии
  • Эксперт в темах «Как быть счастливой без всяких условий», «Изменение жизненного сценария», «Как исцелить болезнь любовью»

 

Сегодня я хочу рассказать о том, к чему может привести излишние (патогенные) родительские запреты и навязывание ребенку того, чего он «должен». Если нормальным считать «Я хочу и получаю то, чего я хочу», то под результатом  патогенного запрета будем понимать «Я не могуполучить то, чего хочу». А результатом патогенного «долженствования» будет «Я получаю то, чего не хочу».

В сущности, любое действие человека (внутреннее или внешнее) можно считать решением вполне определенной задачи. Для того, чтобы решатьлюбые задачи, возникающие в течении жизни перед каждым из нас, необходимы базовые умения, которые и позволят вести полноценную и гармоничную жизнь.

Самыми важными из этих умений являются:

— способность к осознанию и пониманию того, чего в каждой конкретной ситуации человек хочет, то есть какая потребность требует удовлетворения

— человеку необходимо уметь оценивать реальные условия, в которых ему придется эту потребность удовлетворять (или добиваться цели)

— ему придется для этого найти адекватные для этого средства.

Эти умения формируются в процессе развития ребенка, соответственно они развились или не развились у нас с Вами,  зависело от наших родителей.

Если Вы уже «большая девочка», то Вы можете изменить ситуацию и начать жить свою жизнь! (Скачать запись вебинара http://dachkanaprok.1gb.ru/wppage/ownlife/?a1689  )

Если говорить о периодизации раннего развития человека, то на первом этапе жизни – этапе процессуальности  (0-3 года) — происходит освоение ребенком своих потребностей. Излишние запреты (лишение контакта, пеленание, отбирание предметов и др) и «обязанности» (усиленноеприучение к горшку или развитию, побуждение встать, сесть, «сделать ручкой» и др) рождают у человека отсутствие контакта с собой (т.е. незнание своих реальных потребностей), непринятие себя и мира. Эта наиболее частая причина всех проблем, с которыми люди приходят ко мне на прием.

На втором этапе (2-6 лет) – этапе выстраивания границ — происходит освоения способности оценивать внешние условия. Патогенные запреты здесь (когда на словах запрет, а в реальности не запрет или , когда одно и то же действие является то запретным, то не запретным, в зависимости от настроения родителей и др) привносят  нарушения во взаимоотношения этого человека (в будущем, во взрослом состоянии) с ограничениями, существующими во внешнем мире по отношению к удовлетворению конкретной потребности.

На третьем этапе (4-9 лет) формируется иерархия мотивов, а значит и собственных потребностей. Это этап произвольности, где каждый из нас учился ставить перед собой вполне определенные задачи по достижению своих целей в реальных жизненных обстоятельствах. Излишние родительские запреты и «долги» не могли уже вызвать у нас психотравмы, так как возраст уже не младенческий, но результатом их все равно может быть трудность сделать выбор, безответственность, недостаточность внутренней мотивации для достижения целей и т.д. И, тогда, на приемах, я часто слышу «Почему у других все получается, а у меня – нет?».

И еще один важный этап в развитии каждого из нас – этап осмысления (8-14 лет). Конкретные формы нарушения развития на этом этапе, с которыми человек чаще оказывается на приеме у меня – это неспособность понимать смысл собственных действий и отношений, неспособность анализировать свои ошибки и находить в них важный для себя ресурс и неспособность менять свое поведение в зависимости от меняющихся внешних условий.

Как можно, уже будучи взрослым, изменить свою ситуацию и решить проблемы, связанные с ранними и излишними «долгами» и запретами» родителей по отношению к нам?

Какие это могут быть проблемы (кроме перечисленных выше):ожидание удовлетворения от любого взаимодействия с миром, нарушение способности чувствовать  себя и, соответственно, «вляпывание» в ситуации, которых можно было избежать, руководство внешней оценкой (мнением окружающих) во многих вопросах, неумение выстраивать свои внутренние границы, слабая энергетика, перфекционизм и т.д. и т.п. Если выразить это коротко, то это неумение жить своей собственной жизнью.

Обо всем этом я говорила подробно на вебинаре «Начни жить свою жизнь!» Здесь можно получить запись вебинара http://dachkanaprok.1gb.ru/wppage/ownlife/?a1689   . Скачивайте и начинайте жить свою собственную жизнь! Вам уже можно жить «без оглядки» !

 

Pin It

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>